Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Выбор единой школьной формы.
Всего 16 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 62 человека

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

Дата: 12 мая 2016 в 14:37

 

 

 

 

 

 

  • Общие положения

 

  • С 2014/2015 учебного года по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь будет проводиться обязательный выпускной экзамен по учебному предмету “История Беларуси” (постановление Министерства образования № 95 от 7 июля 2014 года “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”).
  • В 2014/2015 учебном году на III ступени общего среднего образования завершают обучение учащиеся, которые сдавали обязательный экзамен по истории Беларуси за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования (с древнейших времен до 1917 года). Экзаменационные билеты для выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” в 2014/2015 учебном году будут составлены на основе учебного материала, изученного учащимися за период обучения на III ступени общего среднего образования (с 1917 г. до наших дней).
  • Выпускной экзамен по учебному предмету “История Беларуси” проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.

 

  • На экзамене оценивается:
  • знание теоретического содержания учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и процессами);
  • знание фактологического содержания учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);
  • хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);
  • картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника информации; характеристика социально-экономического, геополитического положения);
  • знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в документальных материалах и анализ содержания документа; характеризовать позицию автора исторического первоисточника);
  • знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).
  • Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:
    • Кодекс Республики Беларусь об образовании.
    • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.
    • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – Правила).
    • Постановление Министерства образования от 7 июля 2014 года № 95 “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”.
    • Концепция учебных предметов “Всемирная история. История Беларуси”(приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 675).
    • Образовательный стандарт “Общее среднее образование”. “Всемирная история. История Беларуси. V – XI классы” (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 32).
    • Учебные программы:
  • Всемирная история. История Беларуси. V–XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;
  • Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V–XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларуская мовай навучання. – Мінск: НІА, 2012. (далее – учебная программа).
    • Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “История Беларуси” (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).

 

  • Содержание экзамена

 

  • Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.
  • По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.
  • Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:
  • синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;
  • соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом:
  • сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;
  • объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;
  • раскрытие содержания исторических понятий и терминов;
  • анализ содержания исторического документа;
  • анализ статистических данных;
  • характеристика деятельности исторической личности;
  • характеристика творчества деятеля науки (культуры);
  • характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;
  • характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.
  • На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил):
    • Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
    • Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
    • Беларусь у 1919–1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі.
    • Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
    • Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
    • Партызанскі рух і падпольная барацьба на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
    • Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
    • Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
    • БССР у 1955–1991 гг
    • Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
    • Первая мировая война
    • Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
    • Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
    • СССР в 20 – 30-е годы XX в.
    • Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)
  • При необходимости на экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.
  • При разработке третьих вопросов рекомендуется использовать следующие учебные издания и учебно-методическую литературу:
  • Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус.наука, 2008.
  • ГісторыяБеларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / падрэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009.
  • ГісторыяБеларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М.Фамін, С.В.Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.
  • Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі: тэставыя і рознаўзроўневыя заданні: 10–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Сэр-Вит, 2012.
  • Гінчук В.В. Арганізацыя кантрольна-ацэначнай дзейнасці ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. 2013. № 5.
  • Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі ў 10 класе. Вучэбна-метадычны дапаможнік. – Мінск: ВЦ БДУ, 2014.
  • Корзюк А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. 2012. № 8.
  • Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. 2013. № 3.
  • Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. 2013. № 4.
  • Содержание третьего вопоса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования.

 

  • Примеры составления третьего вопроса по периодам
  • 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.

 

  • Синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного.
  • Сравните процесс осуществления политики индустриализации в СССР и в БССР и определите общее и различное.
  • Сравните процесс развития сельского хозяйства в СССР и БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. и определите общее и различное.
  • Соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом.
  • Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного собрания Западной Беларуси в Белостоке.
  • Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует строительство и выпуск продукции на Минском автомобильном и тракторном заводах.
  • Сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям.
  • Сравните политику “военного коммунизма” и новую экономическую политику. Признаки сравнения определите самостоятельно.
  • Заполните сравнительную таблицу “Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного восстановления в БССР.
  • Признаки сравнения
  • Период после гражданской войны
  • Период после Великой Отечественной войны
  • Внешнеполитические условия
  •  
  •  
  • Территория, на которой 
  • проходил процесс восстановления
  •  
  •  
  • Отрасли экономики,
  • которые восстанавливались
  • в первую очередь
  •  
  •  
  • Модель экономического развития
  •  
  •  
  • Объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами.
  • Объясните причинно-следственную связь между проведением форсированной индустриализации и переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР.
  • Объясните причинно-следственную связь между индустриальным развитием БССР и созданием системы профессионально-технического обучения (профтехучилищ).
  • Раскрытие содержания исторических понятий и терминов.
  • Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о каких явлениях общественного и социально-экономического развития БССР они свидетельствуют: двадцатипятитысячники, кооперация, кулачество, колллективное хозяйство, раскулачивание, середняки, МТС.
  • Раскройте содержание термина хрущевская оттепель.
  • Анализ содержания исторического документа.
  • Охарактеризуйте стратегическую внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941 г.:
  • “...Советское правительство … считает уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что нелогично приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые почти ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент, объявили войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией”.
  • Охарактеризуйте внутриполитическую атмосферу в БССР в послевоенный период и объясните отношение местного населения крепатриантам, используя выдержку из информации Председателя СНК БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.
  • “…В Белоруссию возвратилось около 100 тысяч человек населения, насильно угнанного на работу в Германию.
  • Вместе с угнанными советскими гражданами возвращаются на родину и бывшие полицейские … и другие немецкие приспешники, бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.
  • Местное население – рабочие, колхозники и служащие –встречает репатриированных граждан с чувством теплоты и заботы, оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся немецкие прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего ужасов немецкой оккупации …”.
  • Анализ статистических данных.
  • Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.
  • Годы
  • Доля грамотных в Беларуси (в возрасте от 9 лет)
  • 1897
  • 1926
  • 1939
  • 32 %
  • 53 %
  • 79 % (без учета западных областей)
  • Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.
  • Годы

 

  • Рост жилищного фонда в БССР
    • (в млн. м2 полезной плошади)
  • 1952
  • 13,6
  • 1960
  • 24,4
  • 1965
  • 32,5
 
  • Характеристика деятельности исторической личности.
  • Охарактеризуйте позицию А.Ф. Мясникова как руководителя Северо-Западного областного комитета РКП(б) по вопросу создания белорусской государственности.
  • Охарактеризуйте деятельность, личностные качества и роль П.М. Машерова как Первого секретаря ЦК КПБ в создании индустриального потенциала БССР.
  • Характеристика творчества деятеля науки (культуры).
  • Охарактеризуйте научные достижения О.Ю. Шмидта.
  • Охарактеризуйте роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской советской литературе и особенности его творчества.
  • Характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту.
  • Охарактеризуйте с опорой на историческую карту геополитическое положение Беларуси после подписания Рижского мирного договора.
  • Охарактеризуйте с опорой на историческую карту послевоенное восстановление народного хозяйства БССР.
  • Характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы (искусства).
  • Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:
  • Ты з Заходняй, я з Усходняй
  • Нашай Беларусі,
  • Больш з табою ўжо ніколі
  • Я не разлучуся ...
  • Разам будзем араць поле
  • Трактарам сталёвым,
  • Сеяць жыта і пшаніцу
  • На загонах новых;

Определите, какому социальному явлению посвящена картина художника В. Волкова “Студенты”, созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине молодых людей.

Описание: 00814

 

Примерный перечень вопросов

для проведения обязательного выпускного экзамена

по учебному предмету История Беларуси

по завершении обучения и воспитания

на ІІІ ступени общего среднего образования

 

  1. Беларусь накануне Октябрьской революции 1917 г.: социально-экономическая и политическая ситуация, предпосылки становления белорусской государственности.
  2. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований.
  3. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и разделение территории.    
  4. Провозглашение белорусской государственности в декабре       1917 – марте 1918 гг.: направления в белорусском национальном движении и результаты их деятельности.
  5. Образование ССРБ и ЛитБел: особенности оформления белорусской советской государственности.
  6. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919 – 1920 гг. и второе провозглашение ССРБ: гражданская война и военная интервенция: военные действия и итоги Рижского мира.
  7. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества.
  8. БССР в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического положения.
  9. Общественно-политическая жизнь в БССР в 1920-е гг.: демократизация и участие в создании СССР.
  10. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия.
  11. Образование, наука и культура в БССР в 1920-е гг.: условия развития и достижения.
  12. Индустриализация в БССР: особенности проведения и результаты.
  13. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты.
  14. Советская общественно-политическая система в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные направления формирования.
  15. Развитие образования и науки в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции.
  16. Литература и искусство в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества.
  17. Западная Беларусь в составе Польского государства: политическая и социально-экономическая ситуация.
  18. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920-е – 1930-е гг.: особенности и достижения.
  19. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение.
  20. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси.
  21. Установление германского оккупационного режима на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны: политика геноцида и деятельность коллаборантов.
  22. Начало массовой борьбы белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов: партизанское движение и подпольная деятельность.
  23. Развертывание народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особенности сопротивления.
  24. Освобождение БССР от германских захватчиков.
  25. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: итоги и уроки Великой Отечественной войны.
  26. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенности восстановления.
  27. Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития.
  28. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения.
  29. Развитие образования и науки в БССР во второй половине       1940-х – первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления народного хозяйства.
  30. Развитие литературы и искусства в БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
  31. Участие БССР в основании и деятельности ООН: советская стратегия и международное значение.
  32. БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: основные этапы и направления реформирования общества.
  33. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине   1950-х – первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации.
  34. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов.
  35. Общественно-политическая система в БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.
  36. Народное хозяйство БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: основные направления и пути развития.
  37. Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации.
  38. Политика перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.: реформирование советской общественно-политической системы и ее результаты.
  39. Развитие образования и науки в БССР во второй половине       1950-х – 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества.
  40. Белорусская литература во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: условия развития и тематика творчества.
  41. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого.
  42. Становление и развитие Республики Беларусь: основные этапы и направления развития.
  43. Провозглашение и становление Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.: правовое оформление государственного суверенитета.
  44. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. – начала ХХІ в.: направления формирования и результаты укрепления.
  45. Основы государственного строя Республики Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития.
  46. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь: разработка и реализация белорусской модели.
  47. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного характера.
  48. Развитие образования и науки в Республике Беларусь: вклад в формирование общества знаний.
  49. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные достижения.
  50. Достижения белорусских спортсменов-олимпийцев.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.